Он позволяет обмениваться документами в виде электронных файлов как внутри организации, так и с внешними контрагентами через интернет. Для их подписания и вообще, для работы с ЭДО нужна электронная подпись (ЭП). Электронная подпись это то же самое, что обычная подпись, но в электронном виде. Она приравнивает любой электронный документ к бумажному оригиналу.
В России в электронном документообороте можно использовать три вида подписи:
- простая электронная подпись (ПЭП)
- усиленная неквалифицированная подпись (УНЭП)
- усиленная квалифицированная подпись (УКЭП)
Электронная подпись используется во всех видах ЭДО при взаимодействии с сотрудниками в компании, с контрагентами, с государственными органами, с физическими лицами и самозанятыми.
В зависимости от вида ЭДО и типа документов определяется вид используемой электронной подписи. Например, формализованные документы, такие как счета-фактуры, УПД (универсальный передаточный документ), УКД (универсальный корректировочный документ), электронная транспортная накладная можно подписывать только УКЭП в силу требований регулятора к виду электронной подписи. Некоторые кадровые документы подписывают только УКЭП или УНЭП, например, договоры. Сдача отчётности в госорганы предполагает использование только УКЭП. В электронном документообороте между организациями также подписывают юридические документы УКЭП. УНЭП можно использовать в электронном документообороте с контрагентами, но в этом случае, стороны должны предварительно документально договориться о ее юридической значимости, после чего подписывать ей документы.
Вид подписи в зависимости от вида ЭДО
ПЭП | УНЭП | УКЭП | |
Внутри компании | + | + | + |
С контрагентами | - | + | + |
В тендерах/закупках | - | - | + |
С госорганами | - | - | + |